3 полезных вывода, которые директор по логистике может сделать из просчетов Колумба.

Своими профессиональными качествами глава логистического подразделения очень похож на Христофора Колумба – опытного путешественника, чьи экспедиции решали, прежде всего, экономические задачи. Преодолевая огромные трудности, он плыл в сторону Индии. В итоге, правда, прибыл совсем не туда, куда планировал, и до источника специй для соуса карри так и не добрался. Сегодня мы точно можем сказать: великий мореплаватель допускал серьезные просчеты в управлении транспортными потоками, а его логистический контроллинг хромал на обе ноги. Трудно предположить, как выглядели бы мировая торговля и экономика, если бы у Колумба в руках были современные ИТ-системы. Тем не менее, iBusiness.ru и КРОК уверены, что директор по логистике может сделать из просчетов знаменитого путешественника несколько полезных выводов.

1. Опустошать и пополнять склад надо с умом

Колумб запустил масштабные перемещения между Старым и Новым Светом – продуктов, цветов, животных и птиц. Так из Америки в Европу прибыли кукуруза, помидоры, картофель, какао, подсолнечник и любимая подмосковными дачниками петуния, а также индейка, ондатра и морская свинка. В обратном направлении двинулись кофе, пшеница, рис, капуста с репой, груши, яблони и лимонные деревья, сирень с тюльпанами и нарциссами, а с ними – овцы, куры, медоносные пчелы и домашние кошки с кроликами. В отместку за листья табака Америка получила из Европы злостный сорняк одуванчик.

Чтобы на вашем складе овцы не поели все петуньи, а индейки не склевали пшеницу, его состояние и движение запасов стоит контролировать с помощью ИТ-систем управления складом (Enterprise Warehouse Management, EWM). Ключевые требования к ним – высочайшая производительность (обработка огромного количества номенклатурных позиций и единиц хранения в реальном времени) и стабильность работы. Например, компания «Восток-Запад», поставщик продуктов питания и ингредиентов для предприятий HoReCa и кондитерских производств, столкнулась с недоступностью EWM во время комплектования товара для отгрузки со склада, когда существенно возрастает количество операций в системе. Для того чтобы максимально быстро обработать возросший объем транзакций в моменты пиковых нагрузок, была модернизирована система хранения данных (СХД): традиционные дисковые системы были заменены на высокопроизводительные all-flash массивы. Это обеспечило трехкратный рост производительности, чего хватило не только для обработки повышенного количества транзакций без всяких задержек, но и создало запас скорости для запуска новых проектов. 

Логистический оператор СТА Карго, организующий перевозки и оказывающий услуги ответственного хранения, вообще перенес систему управления складами в облако. Эта система – собственная разработка компании, один из «алмазов» в ее «короне» конкурентных преимуществ, так как она представляет собой очень умный бизнес-инструмент. Использование облака обеспечило гарантированно высокий уровень сервиса при незначительных единовременных инвестициях – в отличие от создания собственной ИТ-инфраструктуры. Система позволяет эффективно управлять цепочками поставок и товарными запасами, корректно вести учет товарного движения, автоматизировать складские процессы, обмениваться информацией с учетными системами клиентов в режиме реального времени и многое другое. Теперь СТА Карго имеет возможность легко наращивать количество новых пользователей в системе при расширении бизнеса либо уменьшать потребление ресурсов в период кризиса без потери качества сервиса – облачный вариант сводит к минимуму риски избыточных или, напротив, недостаточных затрат на инфраструктуру.

2. Следует держать под контролем все цепочки поставок

Чтобы убедить короля Фердинанда и королеву Изабеллу помочь ему в организации экспедиции, Колумбу потребовалось семь лет. При этом ему досталось три небольших каравеллы, где отдельные спальные места были лишь у руководящего состава. Добровольно отправляться на таких посудинах через океан моряки отказывались, пришлось собирать команду из заключенных. Вот где штабу экспедиции очень пригодилась бы комплексная система управления цепочками поставок, которая помогает оптимизировать транспортные расходы при сохранении показателей качества бизнес-процессов и упрощает управление логистикой в масштабе нескольких регионов.

Такие результаты достигаются за счет интеграции процессов управления цепочками поставок. Поставщики, производство, каналы продаж, транспортные и складские провайдеры, клиенты – все они ведут свои бизнес-процессы в едином пространстве принятия решений. При этом бизнес-процессы имеют сквозной характер – они пронизывают все соответствующие элементы экспортно-импортной, внутренней и внешней логистики, обеспечивают взаимодействие поставщиков сырья и готовой продукции, логистических провайдеров и потребителей.

Существенный компонент системы управления цепочками поставок – прогноз движения материального потока на период от года до пяти лет, а также планирование логистической сети, которое учитывает имеющиеся ресурсы, стоимость операций и географические данные. Наличие таких ИТ-инструментов делает управление материальными, информационными, финансовыми потоками в цепочке поставок проще, оперативнее и прозрачнее, а сервис – качественнее. Так, один производственный холдинг благодаря автоматизации стратегического планирования цепочек поставок смог существенно повысить качество обслуживания: срок доставки сократился на 25-40%, а комплектность поставки выросла до 99%. При этом холдинг получает дополнительную экономию, пользуясь описанными функциями в формате облачных сервисов. 

Федеральная сеть гипермаркетов «Лента» оптимизировала управление логистикой на базе единого информационного поля для более чем 25 партнерских транспортных компаний. Эффективное ИТ-решение, функционирующее в круглосуточном режиме, поддерживает управление перевозками объемом около 8000 рейсов в месяц при участии около 1000 человек. Данные по товарам на складе больше не добавляются вручную – используются мобильные терминалы для считывания штрих-кодов с паллет. А благодаря оптимизации кросс-докинга за счет согласования разгрузки склада и доставки товаров достигается радикальное сокращение сроков хранения – вплоть до нулевого.

Система управления цепочками поставок помогла «Ленте» увеличить объем перевозок и количество распределительных центров. Единый портал позволяет участникам логистических процессов видеть время прибытия автомобилей, получать информацию об исполнителях, вести историю сотрудничества с контрагентами, отслеживать текущие обязательства, осуществлять автоматизированные взаиморасчеты с транспортными компаниями, формировать необходимую документацию и детализированные отчеты.

3. Нужно точно знать, куда и зачем идут транспортные потоки

Колумб всю свою жизнь пребывал в уверенности, что приплыл к восточному побережью Азии, хотя на самом деле находился примерно в 15000 километров от него. В то время уже было известно, что Земля круглая, но вот представления о ее реальных размерах были весьма смутными – Колумб ожидал, что путь строго на запад представляет собой кратчайший маршрут в Китай и Индию.

Эффективная транспортная логистика – важнейшее звено логистических цепочек, и такие блоки, как управление перевозками и диспетчеризация автотранспорта, являются критически важными элементами системы управления цепочками поставок. Поскольку современные ИТ-решения такого класса создаются на принципах единого информационного пространства, на каждом шаге движения каждого материального потока возможны оперативное вмешательство и корректировки. 

Наиболее эффективный вариант реализации такой системы – облачный. Например, международная производственная компания «Мон’дэлис Русь» добилась резкого сокращения транспортных расходов и одновременно оптимизировала затраты на сопровождение и поддержку логистических ИТ-систем благодаря использованию облачного сервиса. Объемы транспортной логистики у компании велики: четыре фабрики и четыре склада на территории России, несколько сотен заказов на оптовые поставки товаров в сутки, приблизительно 5000 перевозок каждый месяц, которые осуществляет 20 транспортных компаний.

После переезда в облако скорость обработки заказов в системе выросла в два раза. Компании не пришлось менять устоявшиеся бизнес-процессы, а существенное увеличение количества территориально-распределенных подрядчиков и логистов произошло незаметно. В рамках единой системы осуществляется управление всеми заказами на перевозку по территории России и стран СНГ, а также координация доставки товара с зарубежных фабрик до российских складов.

Современным капитанам логистики не стоит уподобляться Христофору Колумбу. Он, конечно, остался в истории человечества как яркая пассионарная личность, но при этом не раз оказывался со всей экспедицией в критической ситуации: корабли разбиты, провизия на исходе, матросы истощены, а вокруг – не очень доброжелательные индейцы. Надеяться на удачу – это рецепт не для XXI века. Сегодня во много раз эффективнее работают ИТ-инструменты поддержки логистики.

Источник