5 великих бизнес-стратегов, у которых можно многому научиться.

Не так давно Ричард Бренсон опубликовал на сайте Virgin список принципов, которыми он руководствуется, принимая бизнес-решения. Как оказалось, эксцентричный миллиардер на самом деле предпочитает взвешенный подход, действует осторожно и проявляет немалую предусмотрительность. Планируя старт проекта он

  • никогда не поддается первому впечатлению,

  • исследует недостатки нового предприятия,

  • учитывает его возможное влияние на уже существующие направления бизнеса,

  • заранее планирует минимизацию потерь в случае провала,

  • откладывает принятие решения, так как за время промедления зачастую возникают более удачные идеи или меняется ситуация на рынке.

Перечисленные принципы основаны на более чем 50-летнем предпринимательском опыте Бренсона и звучат вполне разумно. Тем не менее, большую роль в успехе компаний зачастую играют нестандартные стратегические решения, принятые их руководителями. Вместе с Высшей школой бизнеса Государственного университета управления мы составили список заслуживающих внимания бизнес-стратегов и их неожиданно удачных маневров.

1. Генри Форд и аттракцион неслыханной щедрости

Конвейерная сборка – это, пожалуй, самая известная из революционных идей знаменитого автопромышленника. Она позволила резко повысить эффективность производства и в то же время имела неожиданные негативные последствия: работа за конвейером была настолько мучительно монотонной, что довольно быстро ежегодная текучка кадров на предприятии достигла впечатляющих 370%. Чтобы решить проблему, Форд совершил жест беспримерной по тем временам щедрости. Он удвоил зарплату сотрудников, одновременно сократив рабочий день на час и введя третью смену. Данное мероприятие стоило компании дополнительных $10 млн в год, однако позволило сократить текучку до 16% и почти вдвое увеличить продуктивность.

2. Билл Аллен и конверсия по-американски

В 1952 году президент компании Boeing, производившей реактивные самолеты для армии США, убедил совет директоров вложить $16 млн в создание гражданского пассажирского лайнера, впоследствии получившего название Boeing 707. Коммерческая эксплуатация воздушного судна началась в 1958 году. Всего в него были инвестированы $185 млн – сумма, на $36 млн превышавшая весь собственный капитал компании. Провал первого «конверсионного» продукта стал бы концом Boeing, но Аллен, уверенный в светлом будущем пассажирских реактивных самолетов, рискнул – и не прогадал. 

3. Энди Гроув и существенная деталь

В 1985 году Intel выпустила 32-разрядный процессор i386, однако ведущий производитель персональных компьютеров тех лет IBM проигнорировал новинку и продолжал использовать «безмозглый» i286. Процессор взяла на вооружение молодая компания Compaq, которая уже в 1985 представила самый быстрый на тот момент ПК Compaq Desqpro 386, а потребители по-прежнему не проявляли интереса к компьютерам с i386 внутри. В 1989 году главный исполнительный директор Intel Энди Гроув пришел к пониманию того, что существенная деталь ПК нуждается в существенном продвижении, и согласился выделить $500 тыс. на рекламную кампанию, нацеленную на широкую аудиторию пользователей, которые тогда в принципе не особенно интересовались начинкой своих компьютеров. Кампания началась с появления тизерных билбордов с перечеркнутой крест-накрест цифрой 286, а через пару недель были расклеены плакаты с правильной цифрой 386. Аудитория, очевидно, считала послание, и продажи ПК с продвинутым процессором рванули вверх. Кроме того, начиная с i386, Intel прекратила лицензировать свои процессоры «на сторону» и стала производить их самостоятельно, так что дальнейшая осведомленность покупателей о начинке компьютеров стала существенным моментом в ее развитии.

4. Рид Хастингс и телевидение в интернете

Компания Netflix была создана в 1997 году как сервис проката DVD с оплатой по подписке и доставкой по почте. А в 2007 году ее основатель Рид Хастингс предложил клиентам в качестве бонуса к их 5,99-долларовому тарифному плану целые 6 часов кинофильмов в формате потокового видео, которое можно было смотреть на собственном компьютере. Этот шаг не был быстрым решением конкретной проблемы, зато он позволил Netflix застолбить место на будущем рынке потокового интернет-вещания и обеспечил выживание компании после того, как изначальная бизнес-модель стала стремительно терять актуальность. Сегодня получать DVD по почте с помощью Netflix продолжают 4,3 млн человек, в то время как число подписчиков ее видеосервиса достигло 87 млн. При этом 27% репертуара компании составляют сериалы (в том числе собственного производства), которые опережают кинофильмы по количеству просмотров. 

5. Стив Джобс и свой луна-парк с блэк-джеком

В конце нулевых годов Apple не имела шансов опередить HP и Lenovo, которые являлись безоговорочными лидерами рынка ноутбуков. Вместо того чтобы ввязываться в безнадежную конкурентную борьбу, Джобс в 2010 году предложит потребителям новую товарную категорию – планшеты. Став пионером данного направления, Apple заняла в нем первую позицию, которую сохраняет до сих пор: на сегодня ей принадлежит 24,6% рынка этих устройств. «Конкуренты пытаются нащупать оптимальный баланс в новых моделях персональных компьютеров. Это не тот путь, который выбирает Apple – на самом деле будущее за посткомпьютерными устройствами, которые проще и понятнее привычных ПК», – сказал Джобс, презентуя iPad 2.

Чтобы помогать своей компании выбирать путь не менее правильный и успешный, чем у Virgin с Apple, руководителю стоит сочетать предусмотрительность Бренсона со смелостью лучших бизнес-стратегов XX и XXI веков. При этом не нужно думать, что стратегами исключительно рождаются. Это компетенция, которую можно развивать целенаправленно – с помощью качественного бизнес-образования. И тогда в ключевой момент вы тоже сможете перевести свое предприятие через рыночные Альпы – в плодородную долину высоких прибылей.

Источник