Еще несколько полезных идей для ИТ-директора эпохи диджитализации.

Аналогии между работой руководителя ИТ-службы и образом жизни Сталкера, кажется, можно проводить бесконечно… Вплоть до ключевого тезиса: «Не каждому сталкеру удается бросить вызов Зоне и выиграть у нее главную битву». Да, это так. Не каждому ИТ-директору удается исполнить свою мечту – увидеть, как технологии уверенно и решительно двигают вперед родную компанию. iBusiness.ru и КРОК предлагают сфокусировать внимание на нескольких важных точках, порядок в которых станет опорой цифровой трансформации бизнеса.

«Я иногда спрашиваю себя: какого черта мы так крутимся? Чтобы заработать деньги? Но на кой черт нам деньги, если мы только и делаем, что крутимся?»

Нужно признать, что за последнее время роль ИТ-директора в современном бизнесе радикально изменилась. Теперь от CIO и его команды все больше и больше зависят эффективность компании, ее конкурентоспособность и успех на рынке. Однако сложность современных информационных систем и приложений такова, что даже непрерывного мониторинга отдельных составляющих инфраструктуры (серверов, СХД, сетей) оказывается недостаточно, ведь важное приложение может функционировать у конечного пользователя некорректно, даже когда отдельные компоненты работают «как часы». По сути, все крупные ИТ-проекты тем или иным образом решают задачу повышения эффективности ключевых бизнес-процессов.

Так, крупнейший поставщик природного газа в Северо-Западном федеральном округе «Газпром Межрегионгаз Санкт-Петербург» смог в несколько раз ускорить поиск причин сбоев после внедрения приложения, которое управляет системой диспетчеризации и учета газа. Для транспортной компании «Аэроэкспресс» ключевые бизнес-процессы – это быстрая и удобная продажа билетов и информационное обслуживание пассажиров. Чтобы минимизировать риски простоев – как по внутренним (ошибка сотрудника), так и по внешним (вирусная атака на билетопечатающие автоматы) причинам – компания модернизировала корпоративную сеть передачи данных, с помощью которой происходит обмен информацией между кассовыми центрами и сервером при покупке билетов. Теперь высокая скорость обслуживания обеспечена даже в том случае, если в сеть попытается проникнуть вредоносная программа или будет совершена DDoS-атака с целью выведения из строя билетопечатающих автоматов. При этом кассиры успевают давать оперативный отклик на любые экстренные обращения пассажиров – в этом им помогает система отказоустойчивой корпоративной коммуникации, реализованная поверх сети передачи данных. Примечательно, что модернизация сети была выполнена без остановки бизнес-процессов «Аэроэкспресса». 

Успех многих крупных ИТ-проектов зависит от того, насколько эффективно организована совместная работа различных приложений. Интеграционные решения – это класс систем, который, в зависимости от специфики конкретной компании, может включать различные компоненты, например, порталы для интеграции на уровне интерфейсов пользователей, системы интеграции на уровне бизнес-процессов (Business Process Management, BPM) или интеграционные платформы (шины интеграции), обеспечивающие взаимодействие приложений в реальном времени. Например, в крупном банке с помощью интеграционной шины в единое пространство данных собраны 17 площадок, на которых функционирует более 100 информационных систем, обрабатывающих свыше 7 миллионов транзакций в сутки. Этот проект считается одним из самых крупных в мире внедрений механизма интеграционной шины. После его завершения банк смог ускорить запуск новых приложений и сервисов в 2-2,5 раза, а также проводить его плавно, без сбоев.

В энергетической компании «СО ЕЭС» с помощью корпоративной интеграционной шины унифицированы средства обмена данными между центральным диспетчерским управлением (ЦДУ) и 62 диспетчерскими центрами в регионах. В результате обеспечена гарантированная доставка технологических данных и максимальная производительность систем при высоком уровне информационной безопасности. В крупной нефтяной компании, которая включает 23 дочерних предприятия и 30 сервисных организаций, интеграционная платформа гарантирует надежный обмен как технологической, так и бизнес-информацией.

«Каждый из нас ищет в Зоне что-то свое. Одному нужны ответы на все вопросы, другому – все блага мира, третьему – счастье для всех и даром»

Передача функций ИТ-службы на аутсорсинг – проверенный способ повышения ее эффективности. Например, «избавление» от ИТ-поддержки снижает риски бизнеса, связанные с потерей квалифицированных сотрудников. Переход к облачным технологиям освобождает ИТ-специалистов от рутинных задач по управлению инфраструктурой. Компания может использовать внешний ЦОД для надежного и экономичного хранения корпоративных данных. Однако с ростом сложности ИТ-инфраструктуры опережающими темпами увеличиваются затраты на ее поддержку и развитие. В этом случае отличный выход – перенос всей ИТ-инфраструктуры во внешнее облако.

Например, передав на аутсорсинг техподдержку и сопровождение «Единого государственного реестра автомобильных дорог» (ЕГРАД), Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) не только обеспечило стабильную работу реестра, но и получило ряд очень полезных доработок. В частности, владельцы автомобильных дорог теперь могут самостоятельно вносить и актуализировать информацию о себе с помощью специального интернет-сервиса, что существенно снижает трудозатраты сотрудников ФДА и минимизирует риск ошибок благодаря использованию электронной подписи. Кроме того, осуществлена интеграция Реестра ЕГРАД с порталом государственных услуг, разработаны механизмы интеграции с государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) для оказания платной госуслуги.

«Райффазенбанк» воспользовался виртуальным дата-центром с отказоустойчивостью не ниже 99,982% и перевел более 200 своих офисов в режим работы виртуального настольного ПК. В результате банк значительно повысил надежность бизнес-процессов и снизил издержки – ему понадобилось почти в 20 раз меньше физического пространства, чем в случае использования традиционных СХД. «МДМ Банку» за счет аналогичного подхода удалось повысить производительность процессинга, отвечающего за обработку транзакций международных платежных систем, в 1,5 раза, а также сократить время формирования отчетности и закрытия операционного дня в 3 раза. Кредитная организация с помощью виртуального дата-центра создала гибридное облако для надежного хранения и обработки информации в условиях быстрого роста как клиентской базы, так и количества операций.

Онлайн-ритейлер передал в облако центральный элемент бизнеса – интернет-магазин. Теперь он гибко меняет потребление ИТ-ресурсов в зависимости от нагрузки на сайт, без малейших проблем проходит периоды пиковых обращений и к тому же использует резервный доступ в Интернет, что защищает интернет-магазин от сбоев на стороне провайдера связи. Компания, разрабатывающая ИТ-решения для рынка ценных бумаг, пользуется удобной, отвечающей корпоративным критериям надежности и защищенности почтовой системой – из облака. Таким образом организация получила гарантированный высокий уровень доступности почтовых сервисов, защиту от спама и конфиденциальность переписки за счет использования защищенных каналов связи, а также круглосуточную техподдержку. 

Переезд во внешний ЦОД для многих компаний оказывается самым удачным решением серьезных бизнес-задач: он позволяет с легкостью менять места дислокации бизнеса, открывать филиалы, добавлять новые сервисы и услуги для пользователей. Так, один крупный банк переместил свою ИТ-инфраструктуру в ЦОД провайдера, где смог достаточно быстро и качественно провести ее серьезную модернизацию. На собственных площадках эти работы заняли бы в два раза больше времени и сопровождались бы значительными рисками сбоя. Крупному банку с иностранным участием переезд в облако дал эффективное решение задачи переноса персональных данных граждан РФ на территорию России. Банк разместил свой резервный ЦОД в дата-центре провайдера и легко синхронизировал его с другими своими дата-центрами, которые находятся как в РФ, так и за рубежом.

Для большого количества предприятий, в том числе, промышленных, связанных со сложными процессами, роботизированным оборудованием и умными производственными линиями, полезной становится передача всей непрофильной ИТ-деятельности внешнему подрядчику. Например, агрохолдинг «Русагро» в процессе переезда в новый офис в Москве столкнулся с рядом технических проблем и легко их разрешил с помощью миграции ИТ-инфраструктуры на виртуальные мощности облака. Так холдинг избавился от непрофильной головной боли с обновлением «железа» и поиском площадей, пригодных для его эксплуатации.

Любой ИТ-директор может стать настоящим партнером своей компании. Нужно только заменить «гаечки» в его руке на правильные ИТ-инструменты. Тогда он перестанет бороться за выживание собственного отдела в условиях сокращающегося ИТ-бюджета и направит все ресурсы на обеспечение непрерывности и безопасности бизнеса. ИТ-персонал сфокусируется не столько на поддержке текущих процессов, сколько на развитии, что в сегодняшних условиях критически важно. Как говорил Сталкер, «жизнь прекрасна и удивительна, если патронов закупить предварительно». Это совет ИТ-службе: цифровую трансформацию стоит начать с себя.

Источник